Урок внеклассного чтения в 6 классе
по повести В.П.Астафьева "Последний поклон".

Черенкова Валентина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Оформление доски:

  • Портрет В.П.Астафьева
  • Запись:
    "Последний поклон"
    "Монах в новых штанах"
    "Осенние грусти и радости"
    "Запах сена"
    "Гуси в полынье"
  • Эпиграф урока:
    "Тихая моя родина,
    Я никого не забыл"…
    Н.Рубцов.

Учитель.
1. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим разговор о героях рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой", который входит в книгу "Последний поклон" и ответим в конце урока, кому же отдаёт писатель свой поклон?
Почему я взяла этот эпиграф?
2. Биография. В П. Астафьева. (Рассказывает ученица), (дополнение ребят).
3. Викторина. (Посмотрим, как читали рассказы, знаете ли вы героев.) Кто это?

  1. 1. Она, худая, костистая, с тряпочками в посёкшихся косицах, со старым гасником, свесившимся под белую рубаху, неторопливо, в расчёте на длинный разговор, начинала повествовать о себе. (Бабушка Катерина.)
    2. Он показывал мне, где боронил, и сказал, что дедушка Илья учил его уже пахать, и ещё добавил, что некому он бросит совсем и, как подноторест пахать, станет зарабатывать деньги и купит себе штаны не трековые, а суконные. (Санька.)
    3. Он в нашей семье особый человек - он глухонемой. Говорят, он чего-то испугался и онемел. ( Алёшка).
    4. Он поднялся, вытер руки о подол рубахи, прижал меня к себе. Был он высок, не сутулился ещё, и лицо моё доставало до живота его. (Дед Илья).
    5. После обеда спустился к ключику, вымыл посуду и попутно принёс воды. В старую кринку с отбитым краем я поставил стародубы (цветы), и они, уже сникшие, скоро поднялись, закурчавились густой зеленью.. (Гл. герой, автор, мальчик Витя.)

4. Итог викторины.
5.
А теперь обратимся к рассказам и посмотрим, как автор показывает героев. Краткий пересказ рассказа "Монах в новых штанах". ( Ученица)
6.Анализ рассказа.

- Как автор изображает бабушку Катерину? Что мы о ней узнаем?
- Прочитайте строки о том, как она рассказывает о себе. ( Середина рассказа.)
- Как она относится к внуку? Почему?
- А сам герой? Каков он? Чем нравится?
- Чтение по ролям. Самый напряженный момент, когда мальчик оказался в болоте. ( Автор, Санька, Витя).
- Каким мы видим Саньку в этом эпизоде?
- На самом ли деле он был вредным и невыносимым?
- Приведите примеры. ( Эпизод с цветами.)
- Почему дед защищал Саньку?
7. В каком рассказе говорится о коллективной работе? Рассказ "Осенние грусти и радости".
( пересказ.)
- Зачитайте, как работали люди?
- Что узнаем о деде? Молчаливый, редко слово скажет, но все умеем делать - Санька ждал одобрения деда. И у Вити особенное отношение к деду. Зачитать.
8. Иллюстрации к рассказам, которые подготовили две ученицы. Рассказы по ним.
9. Коротко о рассказах "Запах сена", "Гуси в полынье"- основная мысль.

Итог урока:
· Кому же отдает писатель Астафьев последний поклон?
(Бабушке, деду и всем сибирякам, чалдонам, которые в трудные 30-е годы сумели выжить и сохранили братское отношение друг к другу, трудолюбие, любовь к родной природе).
· Чтение стихотворения Н.Рубцова "Тихая моя Родина".
· Чем близки рассказы В.П. Астафьева и это стихотворение Н.Рубцова?
(Вот поэтому и эпиграф урока).
· Выставление оценок учащимся.
· Домашняя работа: сочинение-миниатюра "Что роднит героев Астафьева?"